^Вверх
  
  
  
Get Adobe Flash player
Яндекс.Метрика

Рекламный блок

Книги

прогулки средняя группа "Осень"

Средняя группа Сентябрь
Прогулка 1

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели:

формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее);
учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;
— воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышка не видно,
Темны-темны ночи.

Воспитатель загадывает детям загадки.
Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)
На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.)
Без рук, а холст ткет. (Паук.)

Воспитатель рассказывает детям о приметах.
Сентябрь — зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «злато-Цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и стано­вится золотистой листва деревьев и кустарников.
Сентябрь — первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней скво­зят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим ле­том».

Воспитатель задает детям вопросы.
Почему сентябрь называют «златоцветником»?
Какие дни сентября называют «бабьим летом»?
Какие знаете признаки «бабьего лета»?

Трудовая деятельность:

Уборка мусора на участке.

Цель:

воспитывать стремление к труду.

Подвижные игры:

«Гуси», «Пастух и стадо».

Цели:

- совершенствовать координацию движений;
развивать ловкость, пространственную ориентировку.

Индивидуальная работа:

«Поймай мяч».

Цель:

развивать ловкость.
Самостоятельные игры с выносным материалом.

Средняя группа Сентябрь
Прогулка 2

Наблюдение за цветником

Цель:

формировать представления детей о том, что цветы — жи­вые, они растут и изменяются.

Ход наблюдения

Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из кото­рых могут появиться новые растения.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.

Воспитатель задает детям вопросы.
Какими стали цветы на клумбе?
Почему они завяли?
Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)

Трудовая деятельность

Сбор цветов в коробочки.

Цель:

учить различать зрелые семена от незрелых.

Подвижные игры

«Утята», «Птицы и дождь». Цели:
упражнять в беге, лазании, прыжках;
воспитывать ловкость, быстроту.

Подвижные игры

«Подбрось — поймай», «Найди, где спрятано». Цели:
упражнять в бросании и ловле мяча;
учить ориентировке в пространстве.

Индивидуальная работа

«Собери игрушки».

Цель:

развивать внимательность.

 Средняя группа Сентябрь
Прогулка 3

Наблюдение за вороной

Цели:

расширять знания о вороне;воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит ворона?
Чем она питается?
Зимующая или перелетная эта птица?
Как ворона кричит?
Ворона — крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, лов­кая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком. Ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона — птица всеядная. Кри­чит она «кар-кар».

Хромая старая ворона
Давно живет в саду моем.
В густых зеленых ветках клена
Она построила свой дом.

Трудовая деятельность

Сбор семян цветов.

Цель:

развивать желание выполнять работу дружно.

Подвижные игры

«Птичка и кошка», «Цветные автомобили».

Цель:

учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель:

закреплять умения прыгать на одной ноге (правой и левой).

 Средняя группа. Сентябрь.
Прогулка 4

Наблюдение за погодой

Цель:

закреплять знания о сезонных изменениях в жизни расте­ний.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.
Какое сейчас время года?
Как вы догадались?
А знаете, куда мы сейчас пойдем?
Что растет в огороде?
Как можно назвать все это одним словом?
Кто из вас знает загадки про овощи?
Где растут овощи?
Каждая группа овощей растет на своей грядке. Осенью огород­ники собирают урожай овощей, затем их консервируют. Овощи рас­тут на земле и в земле. Сегодня мы с вами соберем овощи и отнесем их на кухню, чтобы повар приготовил нам из них обед.

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».

Трудовая деятельность

Коллективный труд по сбору урожая овощей.

Цель:

учить работать сообща.

Подвижная игра «Огуречик, огуречик».

Цели:

- учить быстро выполнять действия по сигналу;
улучшать координацию движений, умение придать броску силу

Индивидуальная работа

«Кто дальше бросит?».

Цель:

развивать координацию движений, умение придавать силу броску.

 Средняя группа. Сентябрь.
Прогулка 5

Наблюдение за воробьем

Цели:

углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жиз­ненных проявлений;
активизировать внимание и память детей.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит воробей?
Чем он питается?
Как передвигается?
Как поет?
Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья корич­невая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и кры­лышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подби­рает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливает­ся к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».

Трудовая деятельность

Сбор урожая свеклы.

Цели:

приучать к труду;
побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры «Найди себе пару».

Цель:

учить быстро двигаться по сигналу,' меняя направление дви­жения.
«Поймай мяч».

Цели:

продолжать закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча двумя руками;
воспитывать внимание и ловкость.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель:

учить ходьбе по наклонной доске.

Средняя группа. Сентябрь.
Прогулка 6

Наблюдение за березой

Цели:

продолжать знакомить с характерными особенностями березы,
по которым ее можно выделить среди других деревьев;
воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на воп­росы.

Стоит Алена — платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)
О каком дереве говорится в загадке?
Какой высоты береза?
Где ствол у березы широкий, а где — узкий?
Ветки у березы толстые или тонкие?
А листья можно достать?
Какого цвета ствол березы?
Какой ствол у березы?
Как можно сказать про березку?
Какого цвета листья у березы?

Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее об­нять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

Трудовая деятельность

Сбор урожая овощей.

Цели:

приучать коллективно трудиться на участке;
формировать навыки коллективного труда.

Подвижная игра «Зайцы и волк».

Цели:

продолжать развивать двигательную активность детей;
приучать к самостоятельному выполнению правил.

Индивидуальная работа «Самый быстрый».

Цель:

упражнять в беге, выполняя задания на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направле­ния), в прыжках (подскок на двух ногах).

 Средняя группа. Сентябрь.
Прогулка 7

Наблюдение за собакой

Цели:

формировать представление о внешнем виде собаки;
воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи. (Собака.)
Как выглядит собака?
Где она живет?
Чем питается?
Кто ухаживает за собакой?
Собака — преданный друг человека. Пес Шарик большой, шуба густая, теплая, коричневого цвета. Голова у Шарика большая, мордоч­ка вытянутая, на голове висячие уши белого цвета; красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У него четыре лапы с ког­тями, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.

Трудовая деятельность

Сбор шишек и листьев.

Цель:

побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Подвижная игра «Лохматый пес».

Цель:

учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

Индивидуальная работа

Ходьба по короткой и длинной дорожке.

Цель:

закреплять представления о длине.

 

Средняя группа. Сентябрь.
Прогулка 8

Наблюдение за собаками

Цели:

расширять представления о породах собак;
воспитывать заботливое отношение к животным.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.
Какие породы собак вы знаете?
Какую пользу они оказывают людям?
Каких только собак не бывает: служебные, охотничьи, декоратив­ные. И все они верно служат человеку. Овчарки помогают погранич­никам охранять границу, стерегут отары овец. Лайки помогают охот­никам выслеживать зверя в лесу. Декоративных собак — пуделей, болонок и др. держат дома, потому что они красивы и умны.
Это — пес сторожевой, Он может лаять как живой. Но он не лает потому, Что мы понравились ему.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от листьев.

Цель:

прививать любовь к труду в коллективе.

Подвижная игра «Догони меня».

Цель:

учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель:

закреплять навыки метания предметов на дальность.

 Средняя группа Сентябрь
Прогулка 9

Наблюдение за пожарной машиной

Цели:

расширять знания о роли машин и их механизмах;
воспитывать любознательность.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.
Почему весь транспорт пропускает вперед машины с сиренами''
Почему у автомобиля спереди и сзади имеются мигалки?
Для чего пожарной машине длинная раздвигающаяся лестница?
Почему пожарные работают в касках?
Машины с сиренами спешат на помощь людям. Мигалки предуп­реждают о том, что машина поворачивает направо или налево. Раздвигающаяся лестница нужна для тушения пожара в многоэтажном доме. Каски защищают голову от падающих предметов.

Трудовая деятельность

Сбор мусора на территории.

Цели:
приучать к чистоте и порядку;
вызывать желание трудиться в коллективе.

Подвижные игры «Ловишки», «Подбрось — поймай».

Цель:

развивать самостоятельность в организации подвижных игр.

Индивидуальная работа

Ходьба на носках.

Цель:

закреплять умение ходить с согласованным движением рук и ног.

Средняя группа Сентябрь
Прогулка 10

Наблюдение за воробьем

Цели:

 продолжать закреплять и систематизировать знания о воробье;
обогащать словарный запас художественным словом о воробье; активизировать внимание и память.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на во­просы.
Угадайте, что за птица Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится — Собирает крошки,
А потом на ветку — прыг
И чирикнет «чик-чирик»! (Воробей.)
Чик-чирик — К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей.)
Маленький мальчишка В сером армячишке
По дворам шныряет, Крохи собирает,
По полям кочует — Коноплю ворует! (Воробей.)
Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?
Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с людьми? Почему?
Кого боятся воробьи? Чем они питаются?
Какого они размера?
Как люди должны заботиться о птицах?

Трудовая деятельность:

Подметание дорожек.

Цель:

воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Подвижные игры: «Птичка в гнездышке».

Цели:

учить по сигналу прыгать на двух ногах;
развивать ловкость, внимательность, координацию движений.

«Лягушки».

Цели:

учить выполнять движения в соответствии с текстом; выполнять прыжки, отталкиваясь одновременно двумя нога­ми, спрыгивать мягко; уметь занять свободное место на бревне.

Индивидуальная работа:

Развитие движений.

Цель:

совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.

Средняя группа Сентябрь
Прогулка 11

Наблюдение за березой

Цели:

 продолжать знакомить с характерными особенностями березы,
выделяя признаки живого;
воспитывать бережное отношение к дереву.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.
Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые,
Летом мохнатые,
Осенью желтоватые. (Береза.)
Дети подходят к березе, здороваются, любуются красотой осенне­го дерева. Воспитатель задает детям вопросы.
Какие изменения произошли с деревом?
Что произошло с листьями березы?
Какого они цвета?
• Много или мало листьев на березе?
• Когда дует ветер, что происходит с листьями?
Предложить детям собрать букет из опавших листьев. Еще раз отметить, какого цвета листья. Какие признаки того, что береза жи­вая, можно назвать?

Трудовая деятельность

Сгребание опавших листьев граблями.

Цель:

приучать доводить начатое дело до конца.

Подвижная игра «Найди свой цвет».

Цель:

искать свой цвет по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель:

добиваться улучшения техники ходьбы: четкого и широ­кого шага, хорошей осанки, естественной работы рук.

 Средняя группа Сентябрь. 
Прогулка 12 

Наблюдение за листопадом

Цели:

знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»;
 воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает детям отгадать, о каком времени года идет речь в стихах.
Вдруг похолодало, вдруг загрохотало, Полетели листики, листики, листики. Поля опустели и ливни рекою, А это, скажите мне, время какое? (Осень.) Золотые тихие рощи и сады,
Нивы урожайные, спелые плоды. И не видно радуги, и не слышен гром, Спать ложится солнышко Раньше с каждым днем. (Осень.)
Воспитатель рассказывает детям о приметах. В сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится.
Воспитатель задает детям вопросы.
Почему осень называют золотой?
Какое явление называют листопадом?
Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?

Трудовая деятельность

Уборка мусора на огороде.

Цель:

закреплять навыки работы на огороде.

Подвижные игры «Ловишки», «Найди свой домик».

Цель:

развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу, точно соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

Прыжки на месте на одной ноге.

Цель:

развивать ловкость.

Средняя группа Сентябрь
Прогулка 13

Наблюдение за автомобилями

Цели:

учить различать автомобили по их назначению;
формировать интерес к профессии водителя, стремление осво­ить его трудовые действия.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движу­щимися по улицам города. Рассмотреть их внешний вид, ответить на вопросы.
Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, вод­ный, воздушный.)
Какие функции выполняет та или иная машина?
Их видно повсюду, их видно из окон, По улице движутся длинным потоком. Они перевозят различные грузы —
Кирпич и железо, зерно и арбузы. За эту работу мы их полюбили, Они называются... (автомобили).

Трудовая деятельность

Сбор и вынос в определенное место сухих листьев, подметание дорожек.

Цели:

приучать к чистоте и порядку;
закреплять умение трудиться в коллективе.

Подвижные игры «Цветные автомобили».

Цель:

продолжать развивать двигательную активность с помо­щью игр с предметами (рулями).

«Лиса в курятнике».

Цели:
совершенствовать умение быстро действовать по сигналу; развивать ловкость.

Индивидуальная работа

Прыжки с места на двух ногах — энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Цель:

развивать ловкость.

Средняя группа Октябрь
Прогулка 1

Наблюдение за березой

Цели:

продолжать знакомить с березой, выделяя характерные при­знаки и изменения, связанные с временем года; - воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения

Воспитатель подводит детей к березе для беседы.
Какое это дерево?
Покажите ствол березы.
Какой он — толстый или тонкий?
Покажите ветки. Какие они — толстые или тонкие? Какого цвета?
Погладьте ствол березы.
Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)
Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)
Какие изменения произошли с березой?
Куда подевались листочки с дерева? Их много или мало?
Где лежат листочки?
Кто их срывает?
Предложить поднять листья, отметить, что на земле они уже завя­ли.
Какое время года?
Что происходит с деревом осенью? (Оно засыпает, готовится к зиме.)

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цель:

приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры: «Найди себе пару».

Цель:

выбирать себе по сигналу разные пары. «Беги к березе».

Цель:

учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа: «С кочки на кочку».

Цель:

упражнять в прыжках на двух ногах.«Перейди речку».

Цель:

упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.

Средняя группа Октябрь
Прогулка 2

Наблюдение за погодой

Цели:

обращать внимание на то, как изменилась природа;
учить сравнивать природные изменения;
развивать наблюдательность.

Ход наблюдения

В октябре, в октябре
Частый дождик во дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек. С. Маршак

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Нахмурится, насупится, в слезы ударится —
Ничего не останется. (Туча.)
Блестит под солнцем после стужи
На асфальте сером... (лужа).
Какие произошли в природе изменения?
Какое стало небо?
Как часто светит солнце?
Идет ли дождь?

Трудовая деятельность

Уборка осенних листьев.

Цель:

воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры «Гуси-лебеди», «Догони».

Цели:

учить быстро действовать по сигналу;
воспитывать дружеские отношения.

Индивидуальная работа «Догони меня».

Цель:

учить бегать в нужном направлении.

Средняя группа Октябрь.
Прогулка 2

Наблюдение за погодой

Цели:

обращать внимание на то, как изменилась природа;
учить сравнивать природные изменения;
развивать наблюдательность.

Ход наблюдения

В октябре, в октябре
Частый дождик во дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек. С. Маршак

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Нахмурится, насупится, в слезы ударится —
Ничего не останется. (Туча.)
Блестит под солнцем после стужи
На асфальте сером... (лужа).
Какие произошли в природе изменения?
Какое стало небо?
Как часто светит солнце?
Идет ли дождь?

Трудовая деятельность

Уборка осенних листьев.

Цель:

воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры «Гуси-лебеди», «Догони».

Цели:

учить быстро действовать по сигналу;
воспитывать дружеские отношения.

Индивидуальная работа «Догони меня».

Цель:

учить бегать в нужном направлении.

Средняя группа Октябрь
Прогулка 4

Наблюдение за перелетными птицами

Цели:

расширять представления о перелетных птицах, об изменении
жизни птиц осенью, когда наступают холода;
воспитывать любовь и заботу о птицах.

Ход наблюдения

Воды зашумели быстрого ручья,
Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие птицы улетают в теплые края?
Зачем они это делают?
Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточ­ки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, по­скольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.

Воспитатель предлагает детям закончить предложение:

Воробей маленький, а журавль ... (большой).
Утка серая, а лебедь ... (белый).

Трудовая деятельность

Сбор семян деревьев.

Цель

привлекать детей к сбору семян и закреплять название деревьев.

Подвижная игра «Собачка и воробей».

Цели:

закреплять знания о характерных движениях птиц;
учить имитировать их по голосу.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель:

закреплять умение в бросании мяча друг другу снизу.

Средняя группа Октябрь
Прогулка 5

Наблюдение за осенними работами на огороде

Цель:

закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения

Дуют ветры буйные,
Ходят тучи темные,
Не видать в них света белого,
Не видать в них солнца красного.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Как изменились погода, природа?
Что изменилось в огороде?
Когда наступают холода, как вы одеваетесь?
Как вы думаете, что будет с клубникой с наступлением холодов,
замерзнет ли она?
Чтобы клубника не только не замерзла, но и не вымерзла, а летом порадовала нас спелыми ягодами, нужно засыпать клубнику опилом, а сверху накрыть грядку прозрачной пленкой.

Трудовая деятельность

Засыпка грядок опилом.

Цели:

учить работать парами;
воспитывать дружеские отношения.

Подвижные игры «Найди, где спрятано».

Цель:

учить ориентироваться в пространстве. «Пробеги — не задень».

Цель:

добиваться улучшения техники бега, хорошей осанки, есте­ственной работы рук.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель:

улучшать технику ходьбы, бега.

Средняя группа Октябрь
Прогулка 6

Наблюдение за воробьями

Цели:

расширять знания о внешнем виде и повадках воробья;
воспитывать внимание и наблюдательность.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.
Чем все воробьи похожи друг на друга?
В чем их различие?
Чем питаются воробьи?
Одни воробьи побольше, другие — поменьше. Одни более светлой окраски, другие темнее, одни нахальные, смелые, другие осторожные.
Воробей по лужице
Прыгает и кружится,
Перышки взъерошены,
Хвостик распустил.

Трудовая деятельность

Предложить детям собрать песок в песочницу.

Цель:

прививать любовь к труду в коллективе.

Подвижные игры «Цветные автомобили», «Зайцы и волк».

Цель:

упражнять в беге врассыпную, прыжках.

Индивидуальная работа «Кто дальше бросит?».

Цель:

закреплять умение метать предмет на дальность.

Средняя группа Октябрь
Прогулка 7

Наблюдение за рябиной

Цель:

познакомить с рябиной, показать ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее яркий осенний наряд.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.
Прилетает в гости к ней Стайка алых снегирей, По ветвям они снуют, Красны ягодки клюют. (Рябина.)
У рябины листопад — Под ветвями листьев клад. Облетели листья, Но остались кисти Красные, яркие — Снегирям подарки.
Рябина — высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и в парках, и садах. Часто рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобы радовала людей разными золотисто-красными листьями, на­дела ожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будет дождливая, а зима — морозная. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие.

Трудовая деятельность

Сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек.

Цель:

формировать умение трудиться подгруппой.

Подвижные игры «Лохматый пес», «Солнышко и дождик».

Цель:

учить бегать по всей площадке, выполняя команды по сиг. налу воспитателя.

Индивидуальная работа  «Брось дальше!», «Кто быстрее добежит до флажка?».

Цели:

учить выполнять упражнение с мячом;
развивать глазомер, быстроту бега.

Средняя группа Октябрь
Прогулка 8

Наблюдение за птицами

Цель:

учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.

Ход наблюдения

Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек — пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей Вылетай-ка, не робей.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какая птица больше — голубь или воробей?
Как передвигается воробей?
Как передвигается голубь?
Как кричат воробей, голубь?
Голуби ходят по земле, крыше, летают. Воробьи прыгают, как на пружинках, летают, сидят на деревьях.
Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой, часто переступая ногами, как голуби. Покричать, как воробей «чик-чирик», как голубь «гуль-гуль-гуль».

Трудовая деятельность

Сгребание в кучи сухих опавших листьев.

Цель:

приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым.

Подвижная игра «Перелет птиц».

Цели:

упражнять в подлезании и лазанье;
воспитывать внимание и ловкость.

Индивидуальная работа

Развитие движений.
Цель:

формировать умение катать обручи друг другу.

Средняя группа Октябрь
Прогулка 9

Наблюдение за сорокой

Цели:

формировать представления о внешнем виде сороки, ее харак­терных признаках, повадках; воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.

Ход наблюдения

Всюду я летаю,
Все на свете знаю.
Знаю каждый куст в лесу.
Может быть, меня за это
И зовут лесной газетой.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит сорока?
Чем она питается?
Как стрекочет?
Сорока имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекоту­ха, сорока-воровка. «Белобока» — потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опас­ности. А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее.
Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена расте­ний. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе к людям.

Трудовая деятельность:

Сбор осенних листьев.

Цель:

учить выполнять трудовые поручения с желанием.

Подвижные игры: «Ворона и собачка», «Поймай мяч».

Цели:

учить подражать движениям и звукам птиц;
ловить мяч двумя руками.

Индивидуальная работа:

Развитие движений.

Цель:

учить сохранять равновесие, стоя на одной ноге, руки на поясе.

Подвижные игры: «Лошадки», «Кот и мыши».

Цель:

учить бегать врассыпную, соблюдать равновесие.

Индивидуальная работа: «Летят снежинки».

Цель:

развивать пластику движений.

Средняя группа Ноябрь
Прогулка 1

Наблюдение за погодой

Цели:

продолжать формировать представления о сезонных измене­ниях;
развивать наблюдательность, учить анализировать, делать вы­воды.

Ход наблюдения

Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода. ,
Частый дождик землю точит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.
Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти все время затянуто свинцовы­ми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.
В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру ветви деревьев. Играет ноябрь на ледяных струнах. Это пора называется «предзимье».

Трудовая деятельность

Подвешивание кормушек для птиц.

Цель:

воспитывать желание заботиться о птицах.

Средняя группа Ноябрь
Прогулка 2

Наблюдение за птицами

Цель:

уточнить представление о наличии лап у птиц и их функ­ции.

Ход наблюдения

Птичка, птичка, вот тебе водичка, Вот тебе крошки на моей ладошке.
Воспитатель задает детям вопросы.
Сколько лап у птиц?
Чем они отличаются от лап животных?
Для чего нужны птицам лапы?
Чем заканчиваются лапы у птиц?
Сколько пальцев на их лапах?
Я знаю, сколько лап у кошки, собаки. А сколько лап у птиц? (Две.) С помощью лап птицы прыгают, ходят, сидят, добывают корм. Разные птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи и синички скачут. Вы заметили, что у птиц четыре пальца впереди, а один — сбоку, на концах пальцев — когти (длинные, крючком). Когда птицы сидят на ветках деревьев, они цепляются за них когтями. Ког­да ищут семечки, ягодки, травинки, птички коготками разгребают землю или придерживают травинки, а клювом клюют.

Трудовая деятельность

Уборка участка от мелких камешков и сухих веточек.

Цель:

побуждать работать в коллективе.

Подвижные игры  «Перелет птиц», «Брось и поймай».

Цель:

упражнять в подлезании, бросании и ловле мяча двумя руками.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель:

закреплять навыки в прыжках через два предмета.

Средняя группа Ноябрь
Прогулка 3

Наблюдение за рябиной

Цель:

закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года.

Ход наблюдения

Вот и прихватило ягоды рябины первым морозцем, они стали вкусными и мягкими. Любят рябину звери и птицы. Медведь, если найдет ее в лесу, увешанную гроздьями ягод, ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием полакомится ее плодами; нравятся ягоды рябины и лесным великанам — лосям. Они дотягиваются до самой верхушки дерева, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белоч­ки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные слад­кие ягоды. Клюют птицы быстро, роняя очень много ягод на землю, затем улетают дальше. Рябина спасает от голода многих птиц.
Уже клич отзвенел журавлиный, Давно уж осыпался сад, А яркие гроздья рябины Все также, свисая, горят.

Трудовая деятельность

Сбор камешков на участке.

Цель:

формировать умение замечать чистоту на участке.

Подвижные игры «Самолеты», «Воробушки и кот».

Цели:

учить быстро выполнять движения по сигналу воспитателя и бегать в указанном направлении;
воспитывать дружелюбие.

Индивидуальная работа «Попади в корзину».

Цель:

развивать меткость, глазомер.

Средняя группа Ноябрь
Прогулка 4

Наблюдение за трудом шофера

Цели:

продолжать формировать представление детей о труде шофера;
воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.
Какие это машины?
Как вы догадались?
Что есть у машины? (Фары, колеса, кабина, кузов.)
Для чего нужны фары?

Трудовая деятельность

Сбор камешков на участке.

Цель:

формировать умение выполнять коллективные поруче­ния, договариваться с помощью воспитателя о распределении ра­боты.

Подвижные игры «Мы — шоферы», «Листопад».

Цели:

продолжать развивать двигательную активность детей;
поощрять стремление отражать в игровой деятельности зна­ния о труде взрослых.

Ветер с листьями играет, Листья с веток обрывает. Листья желтые летят Прямо на руки ребят.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель:

способствовать развитию двигательных навыков.

Средняя группа Ноябрь
Прогулка 5

Наблюдение за елью

Цели:

закреплять умения детей отыскивать знакомые деревья по одному-двум признакам;
знакомить с особенностями ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
Ель похожа на пирамидку, веточки ее короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка пахнет.

Трудовая деятельность

Сбор мелкого мусора (веточки, камешки) в ведерки.

Цель:

формировать умение работать сообща.

Подвижные игры «Найди свой домик», «Вороны и гнездо».

Цель:

упражнять в беге, умении быстро находить свой домик (обруч).

Индивидуальная работа «Чье звено скорее соберется?», «Доползи до флажка».

Цель:

упражнять в умении строиться в круг, ползать на четве­реньках.

Средняя группа Ноябрь
Прогулка 6

Наблюдение за трудом почтальона

Цели:

закреплять конкретные представления о сезонных изменени­ях в природе;
формировать представления о труде почтальона;
— воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Ходит человек везде
С толстой сумкой на ремне. (Почтальон.)
Для чего нужна такая профессия?
Какая у него сумка?
Что в ней лежит?

Трудовая деятельность

Сбор мусора на участке в определенное место.

Цели:

научить работать сообща, добиваться выполнения дела общи­ми усилиями;
воспитывать чувство взаимопомощи.

Подвижные игры «Листопад».

Цель:

учить бегать, не наталкиваясь друг на друга. «Беги к тому, что назову».

Цели:

учить быстро бегать по сигналу воспитателя;
закреплять название деревьев.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель:

создавать эмоциональный настрой от прогулки.

Средняя группа Ноябрь
Прогулка 7

Наблюдение за трудом дворника

Цели:

продолжать наблюдение за работой дворника;

способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса;
воспитывать интерес и уважение к работе дворника;
прививать любовь к природе, бережное и заботливое отноше­ние к окружающей среде.

Ход наблюдения

Сентябрь засыпал все тропинки
Листвою желтой, как всегда.
И тоненькие паутинки
Развесил, словно провода.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какое время года на улице?
По каким признакам вы это определили?
Посмотрите, как много листьев на дорожках и полянах. А кто убирает эти листья? Чем работает дворник? Кому нужна его работа?

Трудовая деятельность

Сбор мусора с участка в определенное место.

Цели:

формировать умение собирать мусор в определенное место;
воспитывать желание помочь взрослым;
в индивидуальном порядке рассмотреть орудия труда дворника.

Подвижные игры «Листопад», «Птички и дождик».

Цели:

поддерживать совместные игры детей; развивать умение взаимодействия с партнерами по игре; поощрять стремление отражать в игровой деятельности знания, полученные в ходе ознакомления с трудом дворника.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель:

совершенствовать ориентацию в пространстве и времен; чувство равновесия, ритмичность, глазомер

Средняя группа Ноябрь
Прогулка 8

Наблюдение за сорокой

Цель:

обогащать знания о жизни птиц ранней осенью.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на ее вопросы
Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится, как бес,
Повернулась — и в лес. (Сорока.)
Почему птицы, такие как сороки, вороны, не прилетают к кормушке?
Чем они сейчас питаются?
Нужна ли наша помощь птицам в эту пору осени?
Посмотрите на эту картинку. На ней нарисована сорока?
Опишите ее внешний вид.
Чем покрыты туловище и голова сороки?
Что помогает сороке перелетать с места на место?
Сколько у нее лапок?
Чем она питается в лесу?
• А почему про сороку говорят, что она постоянно трещит?

Трудовая деятельность

Сбор мусора с участка в определенное место.

Цель:

учить детей работать граблями и метлой, видеть результат своего труда.

Подвижная игра «Птички и дождик».

Цель:

учить ориентироваться на площадке и бегать в разные сто­роны.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель:

учить бегать по кругу и останавливаться на сигнал.

Средняя группа Ноябрь
Прогулка 9

Наблюдение за сорокой

Цель:

расширять представление о птицах, прилетающих на учас­ток детского сада.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.
Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока.)
Обратить внимание, как выглядит сорока. У нее на голове глаза, клюв — острый и длинный. Ответить на вопросы.
Какое сейчас время года?
Какие птицы прилетают на участок детского сада?
Какого цвета оперенье на голове? Какого цвета грудка и спин­ка? А какого цвета крылья и хвост?
Ребята! Давайте мы не будем близко к ним подходить, они очень пугливы, могут испугаться и улететь. Посмотрите, как они передви­гаются по земле. Как вы думаете, что они ищут? Какие особенности вы еще заметили? Покажите, как они машут крыльями в воздухе, когда летят.

Трудовая деятельность

Коллективный труд по сбору опавших листьев.

Цель:

учить работать сообща, доводить начатое дело до конца.

Подвижная игра «Птички и дождик».

Цели:

учить действовать по команде взрослого, упражнять в произ­ношении звуков;
воспитывать дружеские взаимоотношения.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель:

закреплять умение прыгать с одного круга в другой.

Средняя группа Ноябрь
Прогулка 10

Наблюдение за рябиной

Цели:

познакомить с характерными особенностями рябины, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на во­просы.
Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина.)
Какие части рябины вы знаете? Покажите их и назовите.
Какой формы листья?
Какого они цвета?
Как растут на ветке?
Ягоды нужны только для красоты или еще для чего-то?
Каковы они на вкус?
Какого они цвета и формы?

Трудовая деятельность

Сбор листьев на участке.

Цель:

продолжать учить выполнять совместные действия по уборке участка от листьев.

Подвижные игры «Найди нас».

Цели:

закреплять названия объектов на участке;
учить ориентироваться в пространстве.
«Совушка».

Цель:

учить быстро действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

Ходьба приставным шагом.

Цель:

улучшать технику ходьбы приставным шагом.

Средняя группа Ноябрь
Прогулка 11

Наблюдение за сорокой

Цели:

 обогащать представление о мире природы, привлекать к ак­тивным мыслительным операциям; — систематизировать вновь приобретенные знания и закреплять ранее полученные.

Ход наблюдения

Сороки — удивительные птицы, очень любопытные и интерес­нее. Они снова прилетели в птичью столовую. Как вы думаете, поче­шу они часто сюда наведываются? Потому что стало прохладно, листья пожелтели и увяли, земля покрылась тонким слоем снега, не стало ни мошек, ни червячков, а мы взяли с вами на себя ответствен­ность подкармливать птиц. Давайте насыплем в птичьей столовой зернышки, семечки, крошки хлеба. А конфетками мы их угощать будем? Ну а теперь давайте встанем подальше на дорожке и понаб­людаем. Чем они клюют? Какой корм предпочитают? А почему они не клюют конфеты? В то же время эти птицы очень любопытные. Они любят все блестящее, сверкающее. Если им попадется блестящая заколка или брошь, они могут в клюве унести эту вещь к себе в гнездо, а потом уже, не торопясь, обследовать ее. Вот какие это уди­вительные птицы.
Опишите внешний вид сороки. Какие у нее крылья, хвост, опере­нье? Какие лапки и сколько их?

Трудовая деятельность

Поручить одной подгруппе детей, расчистить дорожки от снега и листьев, а второй — собрать мусор на участке.

Цель:

воспитывать желание трудиться.

Подвижная игра «Голуби и воробьи».

Цели:

упражнять в беге, ходьбе, наклонах головы вперед;
воспитывать дружеские взаимоотношения.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель:

закреплять умение прыгать на двух ногах из одного круга в другой.

Средняя группа Ноябрь
Прогулка 12

Наблюдение за осенним дождем

Цели:

 продолжать формировать представления о сезонных измене­ниях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, по­шел мелкий осенний дождь); воспитывать эстетическое чувство восприятия природы.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь.)
Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний -моросящий. Как начнет падать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три... Нередко не переставая. И тогда становит­ся очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит хо­лодный, нудный дождь. Хорошо, что осень в конце концов пройдет и настанет зима. Люди в дождь ходят в плащах и сапогах. Бр!.. Слякот­но! Даже птицы и те спрятались, не хотят промочить свои перышки
Воспитатель задает детям вопросы.
Когда идет дождь моросящий, затяжной?
Какое настроение он вызывает?
Как природа реагирует на дождь?
Что такое лужи?
Как выглядят облака и небо?

Трудовая деятельность

Сбор опавших листьев на участке.

Цель:

воспитывать трудолюбие, желание трудиться.

Подвижные игры «Прыгай выше», «Ровным кругом».

Цели:

учить быстро действовать по сигналу;
воспитывать чувство товарищества.

Индивидуальная работа «Смелые ребята».

Цель:

упражнять в быстром беге, развивать ловкость.

Средняя группа Ноябрь
Прогулка 13

Наблюдение за осенними листьями

Цель:

показать многообразие красок золотой осени.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки.
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса.
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)
Сидит — зеленеет,
Упадет — пожелтеет,
Лежит — почернеет.
Когда это бывает? (Осенью.)
Листья желтеют от того, что осенью в них происходят большие изменения. Летом в зеленых листьях есть специальное вещество — хлорофилл, которое и придает листу зеленую окраску. А когда лист опадает, это вещество разрушается. Но в клетках листика есть и дру­гие красящие вещества — желтые. Только летом буйная зелень их заглушает, а когда зеленые вещества разрушаются, они выступают ярче. Листья желтеют. И даже не просто желтеют, а становятся багряными, потому что добавляется еще одно красящее вещество. Все это проис­ходит в природе осенью. Вот почему листья меняют свою окраску.
Воспитатель задает детям вопросы.
Почему желтеют листья?
Какого цвета еще они могут быть?
Что с ними произошло и почему?

Трудовая деятельность

Сгребание опавших листьев.

Цель:

учить работать сообща.

Подвижные игры «Попади в цель», «Из следа в след».

Цели:

учить бросать мяч в цель, развивать меткость;
продолжать учить соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа «Пойми меня».

Цель:

учить движениями тела создавать образ.

Средняя группа Ноябрь
Прогулка 14

Прогулка в осенний лес

Цели:

формировать знания об осенних месяцах (сентябре, октябре, ноябре), сезонных изменениях;
закреплять знания народных примет;
воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот,
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая — куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их покроет тень,
Станет пасмурной река
Третья верная примета.
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж жди не жди —
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь.
Значит, наступила осень.

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на во­просы.

Летел пан,
На воду пал,
Сам не тонет
И воды не мутит. (Лист.)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь.)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он прогоняет. (Ветер.)
Как называют осень?
Как называют раннюю осень?
Как называют середину осени?
Как называют позднюю осень?
Какие вы знаете приметы осени?
Какие изменения произошли в природе?

Трудовая деятельность:

Сбор осенних листьев.

Цели:

развивать воображение;
воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры: «Прятки», «Кто быстрее?».

Цель:

учить быстро бегать, действовать по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа: «Летят осенние листья».

Цель:

развивать пластику движений.

Средняя группа Ноябрь
Прогулка 15

Наблюдение за кошкой

Цель:

закреплять представление о характерных особенностях кошки.

Ход наблюдения

Острые ушки,
На лапках подушки.
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит.
Воспитатель задает детям вопросы.
Где живет кошка?
Кто ухаживает за ней?
Как выглядит кошка, каковы ее повадки?
Чем питается?
Кошка живет рядом с человеком. Он за ней ухаживает. Кошка большая и пушистая. На голове у нее уши, большие глаза, которые в темноте светятся, длинные усы. У нее четыре лапы с мягкими поду­шечками. Поэтому она может очень тихо ходить и неслышно под­крадываться. Кошка умеет лазать по заборам и деревьям с помощью острых когтей. А еще у кошки длинный красивый хвост. Она любит Молоко, ест рыбу и мясо.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек, сбор мусора.

Цель:

воспитывать трудолюбие.

Подвижная игра «Кот и мышь».

Цель:

учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель:

закреплять навыки в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Средняя группа Ноябрь
Прогулка 16

Наблюдение за березой и рябиной осенью

Цели:

учить проводить сравнительный анализ внешнего вида деревьев (сходство и различия);
закреплять представления о характерных особенностях деревьев, условиях, необходимых для роста дерева.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.
Какие деревья вам уже знакомы?
Какие характерные особенности березы вы знаете?
Какие характерные особенности рябины вы знаете?
Что общего есть у этих деревьев?
Какие условия необходимы для их роста?

Трудовая деятельность

Сбор листьев на участке.

Цель:

учить совместным трудовым действиям, работать дружно помогая друг другу.

Подвижные игры «Догони самолет».

Цель:

учить быстро бегать по сигналу воспитателя, не оглядыва­ясь назад.

«Великаны — карлики».

Цель:

учить чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цели:

улучшать технику бега;
формировать естественность, легкость, энергичные движений.

 

Детская литература

Сайт создан 2011. Воспитатель Тетерина Д.П.