^Вверх
  
  
  
Get Adobe Flash player
Яндекс.Метрика

Рекламный блок

Книги

Методическая разработка

Квартал Основное содержание работы

Хозяйственно-бытовой труд

 

 

 

 

 

I квартал

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка.

Игра: «Поручение»
Цель: учить детей убирать свои игрушки по местам. Выполнять инструкцию воспитателя.
Ход игры: В группу приезжает грузовик и привозит игрушки . (выгружает )
Воспитатель: «Наши игрушки вернулись домой. Давайте с вами их уберем на свои места. А какие они у нас не опрятные приведите их в порядок (причесывают, обувают туфельки, застегивают пуговицы на платье и. т.д.). Саша возьми маленькую куклу и посади ее на маленький стульчик».
Игра продолжается пока не разложат все игрушки по местам. «Молодцы, ребята, все игрушки убрали по местам, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стало просторно, светло, уютно и красиво.

Игра: «Как игрушки убежали от Милаши»
Цель: воспитывать у детей правильное отношение к хозяйственно-бытовому труду, интерес к нему, обеспечивает овладение необходимыми действиями.
Ход игры: Содержание игры заключается в том, что девочка любила играть в игрушки, но ленилась их убирать. Однажды все ее игрушки убежали. Ей стало скучно, и она заплакала: Почему я игрушки не берегла, не убирала на место?» Вот если они ко мне вернулись, я стала бы их всегда убирать . Игрушки услышали эти слова и вернулись обратно к Милаше. Она обрадовалась кукле, кубикам, мячу, машине, и все разложила на полочку аккуратно.

2.Учить детей раздавать дидактические пособия для занятий по инструкции взрослого.
3. Учить детей замечать непорядок в одежде, в обстановке группы, на знакомой территории. Учить детей подметать осенние листья с дорожки, убирать мусор с веранды.
4. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия помощника воспитателя (приносит еду, моет посуду и т.д.) Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых;
(Рассматривание картинок; Чтение художественной литературы)
Выполнение посильных поручений: «Поставь хлебницу, поставь салфетницу»….
Можно организовать Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья».

 Труд в уголке  природы:  1.Учить детей заботится о природе, осознавать важность своего труда.

2.Познакомить детей с комнатными растениями, которые имеют ярко выраженные характерные признаки (толстый ствол, крупные и широкие листья: (бегония, различные фикусы, бальзамин, колеус, хлорофитум и т.д.).Учить детей рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков, их цвет, запах.

НОД: «Комнатные растения».
Цель: учить детей вести наблюдение за объектом живой природы; формировать навыки ухода за растениями.
Ход занятия: Воспитатель: «Ребята, я сегодня нашла в коридоре в самом углу цветок в горшочке и принесла его к нам в группу
-Вы знаете, как он называется? (Хлорофитум)
-А у нас есть такой цветок в группе?(Да) (на стол выставляются оба цветка). Дети сравнивают их отмечают, что чахлому цветку нужна помощь, т.к. у него вялые листочки, земля сухая).
- Прежде чем помочь нашему новому другу давайте вспомним –цветок-это растение?(Да).
- А вы знаете, что все растения растут из семечка?(Да).
-Давайте сейчас используем карточки, посмотрим, что происходит с семечком, когда его сажают в землю.
-А зачем растениям корни? (чтобы пить воду).
-Мы с вами все повторили, а теперь пришло время помочь нашему другу. Что мы будем делать? (поливать и говорить ласковые слова).
-А еще можно рассказать стихотворение
Люблю я маме помогать.
Люблю цветочки поливать
Цветочкам надо воду пить
Ведь без водички им не жить
Прожить не могут без водички
Ни звери, ни жучки, ни птички.
-Давайте найдем самое светлое место в группе и поставим туда наш цветочек. Будем каждый день за ним ухаживать, любить и посмотрим, что с ним происходит.

3.Учить протирать крупные листья комнатных растений (использовать для протирания специальную тряпочку).
Воспитывать навык поливания цветов (водой комнатной температуры, из лейки, без брызг и подтеков воды).
(Наборы для ухода за комнатными растениями (лейки, палочки для рыхления, тряпочки, фартучки, ведерки).
Воспитывать у детей трудолюбие, ответственность за порученное дело.
НОД: «Мытье комнатных растений».
Цель: закрепить название растений и знания детей о них. Учить умение протирать листья влажной тряпкой. Поддерживать интерес к растениям и ухаживать за ними. Побуждать детей к использованию слов: фикус , ухаживать, поливать , протирать листья.
Игра: «Цветочный магазин»
Цель: Учить детей узнавать растение по описанию. Выделять характерные признаки растений.
Ход игры: Воспитатель назначает кого-либо из детей продавцом. А остальные покупатели. На столе раскладываются карточки с изображением известных детям растений. Раскладывать нужно так, чтобы видели все дети. Чтобы купить растение, нужно, не называя, описать его, а продавцу узнать растение по описанию. Когда покупатель дает неполное описание растений, продавец может задать дополнительный вопросы. Выигрывает тот. Кто больше продал или купил растений (карточки).Если игра проводится в первый раз , то роль покупателя или продавца сначала берет на себя воспитатель.
4. Формировать положительные отношения к растениям, цветам;
Развивать навыки бережного отношения – не рвать не топтать.

Игра-поручения: «Собери семена в коробочку»
«Помоги отнести сухие листочки Дидактическая игра: Покажи такой же цветок».
5.Учить детей отчитываться о выполненных заданиях и способах их выполнения.

 Самообслуживание:

1.Учить детей мыть руки с мылом, насухо вытирать.
2.Учить детей пользоваться расческой, приводить себя в порядок.
Формируя у малышей навыки самообслуживания, следует широко использовать игровые приемы. Они вызывают у детей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий.
Например, продолжая учить детей умываться, воспитатель может использовать такой игровой прием.
Воспитатель надевает на руку игрушку и от его лица обращается к малышам: «Научи-ка ты Ксюша, Хрюшу мыть щечки, нос, лоб. Помнишь , что надо сначала делать? Правильно, завернуть рукава, а теперь намочить руки и лицо. Ну-ка бери мыло….


Буль- буль- буль журчит водица.
Все ребята любят мыться.
Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться.


Активизировать словарь существительными: мыло, пена, вода, полотенце; глаголами настоящего времени; намыливаю лью, смываю, вытираю.

Бобик ты такой лохматый!
Не причешешь шерстку лапой.
На, возьми расческу
И поправь прическу.

2. Приучать детей чистить зубы.

Игра: « Мы будем учиться чистить зубы»
Ход игры: Воспитатель зовет в ванную комнату несколько малышей и предлагает им почистить зубки ( сажает на стульчик рядом игрушечного бобренка, держащего в лапке зубную щетку).
С использованием алгоритма последовательности с чего надо начинать чистить зубы и читая стишок:

Зубы чистые всегда
У веселого бобра
Потому что наш бобренок
Чист их еще с пеленок.


3. Развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку одевания и раздевания;
Прямое обучение одеванию, раздеванию с использованием алгоритма последовательности, сопровождаемое объяснением воспитателя.
Обучать умению надевать штанишки, застегивать пуговицы.

Использовать дидактические пособия для обучения застегивания пуговиц.
Прямое обучение застегиванию пуговиц, сопровождаемое объяснением на дидактическом пособии. (Куклы- мальчик и девочка) (Наборы кукольной одежды для мальчика и девочки.
Активизировать словарь за счет существительных, обозначающих предметы одежды( мальчика и девочки). «платье, рубашка, шорты, юбка и.т.д», глаголов настоящего времени: «застегиваю, расстегиваю, снимаю, кладу, надеваю» и т.д.
При одевании на прогулку помогут рифмованные строчки:


В небе солнышко гуляет,
С ясным днем нас поздравляет
Собирайся детвора,-
Нам давно гулять пора!
Будем быстро одеваться,
На прогулку собираться.

4. Поддерживать стремление детей есть самостоятельно и аккуратно;
Учить держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу;
По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой и говорить спасибо.
Учить детей узнавать и называть некоторые блюда: каша, суп, салат, пюре, котлеты, сок и т.д.

Игра: « Накорми куклу»
Ход игры: Необходимо для игры приготовить (стол, стул, посуда), картинки с изображением посуды (чайной, столовой, кухонной).
В гости к ребятам пришла кукла, она голодная. Под чутким руководством воспитателя дети кормят куклу, каждое свое действие сопровождают показом и словом.


Ах как много разных дел
Вот компотик закипел
А теперь для куклы нашей
Мы наварим сладкой каши.

Упражнение «Каша».


Это каша для Катюши-(сложить руки перед собой ковшиком.)
Пар над кашей поднялся- (потянуться руками вверх)
Где же каша?(пожимать плечами)
Нету! Вся!(покачать головой потом помахать руками).


5. Формировать умение застегивать « молнию на кофточке», развивать силу ведущей руки, приучать аккуратно складывать одежду.
Прямое обучение умению застегивать « молнию» (на дидактическом пособии).


Раз, 2,3, 4. 5- собираемся гулять
Кукла в уголке лежит,
На нас с мамой не глядит
Кофточка на ней раздета,
Застегнем скорей ее,
И скорей гулять пойдем…..

 

II квартал (декабрь, январь, февраль).


Хозяйственно-бытовой труд.

1. Продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. Активизировать в речи существительные: медсестра, врач, бинт, градусник, лекарство, глаголы:лечить, перевязывать, ставить, мазать…
а. Наблюдение за работой медсестры: (обработка зеленкой, йодом; перевязка бинтом….)
б. Целевое посещение кабинета врача, медсестры, повара…..
в. На закрепление играем в сюжетно-ролевую игру «Больница». (Роль врача или медсестры –воспитатель).
Игра занятие: «Кукла заболела»


Ой, скорее помогите!
Горлышко мне полечите
Маму я не слушала
Мороженное кушала,

Дидактическая игра : «Кому что нужно для работы» (использовать д\пособие).

2. Научить малышей быть аккуратными, думать, искать и находить выход из различных ситуаций.

Игра: Коробочки.
Ход игры: Следует как можно чаще ставить малышей в такие ситуации, в которых требуется сделать выбор:
Где у нас лежат коробочки? Софья иди ,выбери маленькую коробочку, чтобы в нее положить маленькие листочки. А Ксюша принесет большую коробку? Какие листочки мы в нее положим?

3. Продолжать приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате;
По показу воспитателя складывать одежду в определенной последовательности, ставить обувь (после прогулки)

Использование карты алгоритма последовательности раздевания с прогулки.
Использовать чтение: « Маша- растеряша.» Л. Воронкова.


Где же, где мои чулки?
Обыщу все уголки.
Их на стуле нет,
И под стулом нет,
На кровати нет,
Под кроватью – нет...
Ищет Маша чулки, никак не найдет.
А кошка на стуле мурлычет-приговаривает:
- Ищешь, ищешь – не найдешь,
А разыщешь – так пойдешь.
Надо вещи убирать –
Не придется их искать.

 Труд в уголке природы

Подготовка к НОД. На столе у воспитателя примула и фикус, лейка с водой, влажная тряпочка.
Ход : Дети рассматривают растения, по просьбе воспитателя описывают характерные особенности их внешнего вида, сравнивают растения между собой. Затем, воспитатель уточняет, какие приемы используются для ухода за растениями , привлекает детей к их показу( поливка, протирание листьев фикуса). В конце проводят дидактические игры, в ходе которых знания о растениях закрепляются.

2. Продолжать обучать умению протирать крупные листья комнатных растений; Учить видеть результат своего труда.
Воспитывать ответственность за порученное дело; привычку к трудовому усилию.
Дидактическая игра: «Какой это цветок?» (бегония, бальзамин) ( Использовать для игры открытки с изображением комнатных растений.
Примерное поручение по уходу за комнатными растениями:
Ты вытер пыль на листочках, посмотри какие они стали чистые, блестящие. Ты Молодец!»

3. Формировать представление о значимости собственных усилий для достижения общего результата действий.

 Труд в природе  

1. Закрепить знания детей о растениях; их названиях и приема ухода за ними. Упражнять детей в умении описывать растения и сравнивать их между собой.

НОД: «Рассматривание примулы и фикуса»
Поручение:
убрать снег, из которого воспитатель слепит снеговика с корзинкой, в которую дети будут кидать снежки. 

Игра: « Я самый ловкий»

 Самообслуживание

1. Продолжать развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку одевания и раздевания.

Дидактическая игра: «Учимся одеваться»
Ход игры:
Процесс обучения одеванию и раздеванию малышей наиболее сложный. Поэтому особенно важен дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Например:
Воспитатель сопровождает каждое свое действие словами: «Как Саша хорошо сделала! Она сняла шапку и положила ее в шкафчик на верхнюю полку. И Ксюша и Софья тоже не забудут положить свои шапки в шкафчики на верхнюю полку», напоминает воспитатель, видя, что дети не торопятся убирать свои вещи. Необходимо вовремя поощрение детей со стороны взрослого, это стимулирует их активность , вызывает радость, удовлетворенность от собственных усилий.
Использовать худ слово:


Саша у нас зайчик
Зайчик-побегайчик!!!
Зайчик Саша скок-поскок,
Подберет штаны, носок.
Свои вещи не теряй
И на место убирай.
Все вы мои заиньки,
Все мои любимые!
Зайчики меня не огорчают,
Вещи быстро собирают».

Активизировать существительные, обозначающие предметы одежды; глаголы прошедшего времени «застегиваю», застегнул, расстегиваю- расстегнул», одеваю- одел.

2.Продолжать приучать детей мыть руки с мылом. После прихода с улицы, после посещения туалета, перед едой, по мере загрязнения.
-Закреплять умение мыть руки в правильной последовательности (Используя карту алгоритма последовательности мытья рук).

-Приучать самостоятельно закатывать рукава перед мытьем.

При мытье рук использовать в речи потешки , стихотворения, это помогут поднять хорошее настроение у детей.

Ой, лады, лады, лаДы,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг-другу улыбаемся.

Если б
Не было бы мыла?
Если б
Не было бы мыла,
Таня грязной бы
Ходила!
И на ней бы,
Как на грядке,
Рыли землю
Поросятки

Чистая водичка
Моет Саши личико,
Софушки ладошки,
Пальчики
Антошке.


Я сегодня мылом
Захотела поиграть
Я сегодня мыло
Буду доставать.
Вот из этой миски, а затем из той.
Будет очень весело нам играть с тобой
Мыло с нами не играет
Мыло на пол убегает!!!!!

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

* * *
Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо
* * *
Ой-ой-ой-ой,
Ой, кто голенький такой?
Кто купаться пошел?
Кто водичку нашел?
* * *
Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!
* * *
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!


1. Продолжать учить детей пользоваться носовым платком, салфеткой, полотенцем.
Методика обучения: Самым действенным приемом выработки у детей той или иной привычки является напоминание: «Саша, вытри, пожалуйста, нос!». Так же можно обыграть ситуацию, например рассказать о слонике, у которого такой большой нос, что следить за его чистотой очень трудно, поэтому он и говорит таким гнусавым голосом.

Воспитатель: Давайте поможем слонику(Дети вытирают нос игрушке). А у вас носики маленькие вы можете сами вытереть.

2. Формировать умение самостоятельно пользоваться расческой, и замечать не порядок в своем внешнем виде.

Игра: «Волшебное зеркало»

Воспитатель заметив, что Ксюша не причесанная и обращается к ней:
«Ксюш, а у нас есть волшебное зеркало. Оно все видит и все помогает. Если сама не замечаешь непорядок на своей голове-попроси зеркало. Оно доброе. Поможет тебе причесаться! Пойдем заглянем в него! Ой, какая ты лохматая! Давай скорей неси свою расческу.
Воспитатель причесывает и приговаривает:

Как у солнышка лучики горят!
Так у Ксюши волосики блестят!!!

Вот какая у нас теперь Ксюша красивая, как солнышко!.

 

III квартал
( Март, апрель, май)

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

1. Воспитывать желание оказывать помощь воспитателю в подготовке к проведению занятий: няни накрывать на стол к обеду, Убирать со стола после окончании пищи.
Формировать у детей бережное отношение к вещам, умение замечать беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели; доброжелательное отношение к окружающим.

В этом возрасте происходит интенсивное формирование
Игровой деятельности, поэтому труд детей может быть взаимосвязан с игрой и проводится в ее контексте.
Игра: «Напоим куклу чаем».
Выполнение поручений типа: «Расставь стульчики; разложи карандаши, Собери бумагу под столом.

2. Продолжать приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате; По показу воспитателя складывать одежду в определенной последовательности.

3. Продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. (Особенно в этом возрасте приобщают к наблюдению за трудом взрослых. Обращают внимание на мотивы, результат деятельности. На конкретные действия, основные инструменты, материалы, применяемые при выполнении той или иной работы).

Например: Пол был мокрый, скользкий, можно было упасть. Няня протерла его тряпкой-стало чисто, сухо. Было на участке много листьев, Они мешали ходить. Дворник метлой подмел участок-стало чисто, красиво, просторно.
Детей подводят к тому, что взрослым необходимо помогать: не сорить, подбирать бумажки, подметать дорожки. И.т.д.
Всегда за выполненную работу ребенка нужно хвалить.

 Работа в уголке природы

Ход занятия:

Вначале воспитатель проводит беседу, раскрывая вопросы:

«Из чего можно вырастить растения?(Из семян, луковиц-деток). Посмотрите у меня на столе лежат луковицы деточки. Какое сейчас время года? Что делаем весной? (сажаем)

Сейчас мы с вами посадим лук, будем за ним ухаживать.

Посмотрите как нужно сажать лук (объясняю и показываю). После этого землю надо полить. Затем дети приступают к работе. Воспитатель следит за правильностью и аккуратностью ее выполнения. По окончанию воспитатель спрашивает чему вы сегодня научились? Теперь поставим лук в теплое место и будем следить пока он не начнет расти и будем ухаживать.

 Труд в природе

1. Привлекать детей к посильному труду во время уборки участка; высадке рассады цветов.
Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело; доставлять детям удовольствие и радость от результата их труда.

Самообслуживание

2. Приучать детей следить за своим внешним видом:
Радоваться чистой красивой одежде. Испытывать чувство брезгливости от загрязненной одежды, от грязных рук, непричесанных волос;
Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки.
Рассматривание иллюстраций с изображением красиво одетых детей.


Игра занятие: «Мыльные перчатки».
Игра: «Приведи куклу в порядок».
Чтение потешки:«Наша Маша маленька, на ней шубка аленька. Опушка бобровая-Маша чернобровая».

3 Продолжать учить детей самостоятельно есть ( умение пользоваться ложкой, пить из чашки, захватывая ее всеми пальцами). По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой, говорить «спасибо», убирать свой стульчик, выходя из стола. , полоскать рот.
Активизировать в активной речи детей существительные: ложка, каша, соль, сахар; понимать и использовать глаголы прошедшего времени: помешал, насыпал, налил, положил, покормил.
Сюжетная игра: «Покормим куклу кашей».

 
Список литературы:

1. Л.В. Кузнецова. Нравственно-трудовое воспитание в д/саду. М.,2007г.

2. С.. Теплюк. Прогулки для детей .М.,2001г
3 .Куцанова, Комарова. Трудовое воспитание в д/саду .М.,1983

4. С.В. Петерина.Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.М.,1986

5. Р.С. Буре. Учите детей трудиться. М..1983

6.Р.С. Буре. Воспитание дошкольника в труде. М.,1983

7. Л.В.Артемьева. Окружающий мир. М.,1992

Детская литература

Сайт создан 2011. Воспитатель Тетерина Д.П.